Процесс информатизации образования, как часть информатизации общества, принял характер информационного взрыва, что дает основание охарактеризовать современное общество как информационное. Это означает, что во всех сферах деятельности человеческого общества возросла роль информационных процессов, повышается потребность в информации её производства, трансформации, использования и хранения.
Информатизация образования – это комплекс мероприятий по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационных технологий, продукции и средств. Проникновение в образование новых информационных технологий заставляет посмотреть на дидактический процесс как на некий технологический процесс, благодаря которому происходит получение информации учащимися, усваивание и в итоге использование.
В процессе информатизации образования возник ряд общепедагогических проблем и аспектов. Появился термин «визуальное образование», который означает, что в процессе обучения используются изображения, образы, знаки, модели, презентации, которые будут играть все большую роль, оттесняя привычные тексты.
Использование в учебном процессе автоматизированных учебных систем и других технологий ведет к пересмотру методов и форм обучения, установлению новых принципов обучения, а также к новому взгляду на процесс обучения с точки зрения методов восприятия информации.
Необходимо знать, что современные информационные технологии образования включают в себя три составляющие: технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение.
К техническим устройствам относятся – серверное оборудование, сеть интернет, персональный компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, принтер, сканер, МФУ, проектор, теле- и видеоаппаратура, устройства хранения информации, сенсорные стенды, информационные таблицы и прочее.
Второй составляющей информационных технологий являются программы – ставшие де-факто стандартным набором любого персонального компьютера, такие как, текстовые редакторы, табличные процессора, файловые менеджеры, утилиты для конвертации данных, системы распознавания текстов, программы для составления и организации презентаций в том числе аудио и видео редакторы.
Третьей и самой важной составляющей информационных технологий с позиции технологий обучения является по сути специализированное программное обеспечение, разработанное именно для процесса обучения и охватывающее очень широкий круг направлений в деятельности учебных заведений.
К таким программам относят – образовательные платформы, онлайн-тренажеры, виртуальные машины-тренажеры, виртуальные лаборатории, поисковые системы, учебные системы, информационные и обучающие комплексы.
Особенно нужно отметить неоценимую роль информатизации процесса обучения для такого метода как дистанционный. Именно благодаря информатизации общества и появилась возможность обучаться дистанционно, при этом, не теряя в качестве получения знаний и опыта для обучаемого.
На данный момент, существует множество сервисов, платформ веб-ресурсов, медиа-порталов, систем удаленного доступа, чат-ботов и прочих технологий, рекомендуемых, в случае необходимости использования для дистанционного обучения.
Приведем пример наиболее популярных систем управления образовательным процессом –это Moodle, Zoom, Эквио, система тестирования INDIGO, Edmodo.
Можно сделать вывод, что, вероятно информационные технологи хоть и не в полной мере, но во многих вопросах заменят традиционные технологии обучения.
Автор — А.В.Дремин, преподаватель, заведующий лабораторией программирования, Институт среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «ПГТУ»